15 июня 2006 года в Правительстве Нижегородской области состоялось совещание с ключевыми министерствами Правительства региона, руководителями компаний по производству автомобилей и автокомпонентов.
Министр промышленности Борис Есин подчеркнул, что его ведомство в настоящий момент занимается изучением и разработкой эффективных инструментов по реализации Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года (согласно Стратегии область планирует стать лидером в России по производству автокомпонентов). Международная практика свидетельствует, что наиболее эффективно кластерный подход к развитию автомобильной промышленности используется в развивающихся странах.
С презентацией о международном опыте развития кластеров в автомобилестроении и автокомпонентов выступил Директор Национального института конкурентоспособности Юрий Рябченюк. На основании результатов исследований автомобильных кластеров в Индии, Китае, Бразилии, Венгрии, Австрии и др. странах, проведенных Институтом, было показано, что именно усилия правительства по формированию кластеров и установление диалога между бизнесом, ВУЗами, органами власти и организациями по сотрудничеству приводят к повышению производительности и росту занятости в регионе.
Преимущество кластера для компаний заключается в повышении эффективности взаимодействия. Это достигается за счет: проведения совместного маркетинга; обмена информацией и технологиями;
подготовки кадров необходимой специализации и уровня квалификации;
установления стандартов качества и их контроля; взаимного обучения и обмена опытом.
Повышение привлекательности региона для оригинальных производителей автомобилей, масштабное производство автокомпонентов, стимулирование взаимодействия между крупными игроками и производителями автокомпонентов, доступ к производственным площадкам, развитие инфраструктуры, вовлечение в автомобилестроение научно-образовательного комплекса, подготовка и переподготовка кадров и т.д. - все это наиболее эффективно осуществляется в рамках региональных программ по развитию кластеров. За формирование кластера на территории области и поддержку инициатив регионального Правительства в данном направлении высказались большинство присутствующих промышленников. Представители РусПромАвто, ОАО ЗМЗ (СеверСталь-Авто), НПП "Сотекс", ЗАО "Центр "Приоритет", ЗАО
"Райффайзенбанк Австрия" (Москва) заявили, что готовы войти в состав инициативной группы по созданию автомобильного кластера на территории Нижегородской области. Следующим шагом Министерства промышленности области будет запуск образовательной программы для бизнеса и представителей органов власти, посвященной изучению международного опыта создания и развития автомобильных кластеров.
В рамках этой программы, 28 июня 2006 года, в Нижнем Новгороде Совет по национальной конкурентоспособности проведет семинар по теме: "Создание кластера автомобилестроения и автокомпонентов – первый шаг к реализации стратегии развития Нижегородской области".
Заволжье Нижегородской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.