С введением особых экономических мер под продуктовое эмбарго в трех дивизионах ГК «Дикси» («Дикси», «Виктория» и «Мегамарт») попали более тысячи ассортиментных позиций, которым компания была вынуждена оперативно искать альтернативу. К августу 2015 года – через 12 месяцев после введения российских антисанкций – импортозамещение полностью и успешно реализовано, доля товаров российского производства в различных категориях увеличилась в среднем на 10%, покупатели не «потеряли» ни одной категории, напротив, с интересом пробуют новые вкусы.
«Нельзя отрицать, что в августе 2014 ритейл пережил определенный шок. В одночасье были разрушены партнерства, создаваемые годами, пришлось отказаться от поставщиков, которые тщательно и придирчиво выбирались нами через тендеры, дегустации и аудиты производств. Потребовались оперативные решения и максимальная мобилизация. В результате – отсутствие дефицита, не оскудевший ассортимент и вполне достойное качество, над которым мы продолжаем работать», - комментирует президент ГК «Дикси» Илья Якубсон.
Главным вызовом для компании стало замещение выпавших позиций овощей и фруктов - доля европейских поставок в этих категориях достигала 50%. Решением стало увеличение загрузки российских партнеров - Подмосковья, Краснодарского и Ставропольского краев, а также перераспределение заказов в станы Азии и Латинской Америки, Сербию, Марокко, Турцию и Израиль. В результате магазины «Дикси», «Виктория» и «Мегамарт» по-прежнему предлагают разнообразные фрукты и овощи в любой сезон, а некоторые привычные для покупателей сорта яблок, груш, персиков и томатов заменены альтернативными.
Что касается других категорий, то в наименьшей степени эмбарго затронуло магазины «у дома» «Дикси», в которых традиционно преобладающая доля ассортимента формировалась за счет партнерства с российскими производителями. Из 3,5 тысяч позиций в ассортиментной матрице заместить пришлось лишь 115 наименований, большинство из них в категории молочного гастронома. Сыры, сливочное масло, творог и йогурты заменили производители Белоруссии и России. Сыр маасдам под маркой «Д», которому не сразу удалось найти достойную замену, сегодня выпускает производитель из Армении. В результате доля российских товаров в категории молочных продуктов за год увеличилась на 10% и на сегодняшний день превышает 90%.
Ассортимент рыбы и морепродуктов не только восстановлен благодаря производителям Дальнего Востока и Фарерских островов, но и расширен – на полках магазинов «Дикси» под собственной маркой «Д» появились стейки из чилийской семги.
В сети супермаркетов «Виктория», где ассортимент импортных товаров шире, в молочной категории под действие эмбарго попало 380 наименований. Больше всего «пострадали» сыры с благородной белой и голубой плесенью, которые сегодня представлены преимущественно швейцарскими производителями. Твердые и рассольные сыры, йогурты, творог, молоко, сметану заменили белорусские и российские поставщики, в том числе на полках появились аналоги голландских сыров от производителей Калининграда и краснодарские сыры с плесенью. В итоге доля российских молочных продуктов в «Виктории» превысила 80% от категории.
В категории рыбы, морепродуктов и замороженной продукции в ассортименте «Виктории» замещено порядка 130 наименований. На сегодняшний день российские замороженные овощи и рыба составляют половину оборота соответствующих категорий.
В компактных гипермаркетах «Мегамарт» в санкционный перечень попали около 350 наименований. Несколько позиций в молочной группе и единичные сорта фруктов заменить не удалось, однако изменения могут заметить лишь гурманы. Все остальные продукты питания были заменены схожими или аналогичными товарами, в том числе от российских производителей. Так доля российских сыров в «Мегамарте» за год увеличилась вдвое, йогуртов - на 10%.
Для того, чтобы не допустить на полках магазинов товаров из «санкционного» списка, перед подписанием нового контракта поставщик проходит проверку, в том числе в части документарного сопровождения - пакет документов содержит информацию не только о производителе и стране происхождения товара, но и полное описание логистической цепочки с указанием портов, станций и пр., через которые осуществляется транспортировка заявленной продукции, сроки отгрузки и т.п. Кроме того, по запросу сети поставщик предоставляет официальное уведомление о том, какие коды ТН ВЭД имеет его продукция, подтверждая, что его ассортимент не попадает под запрет.
«Прошедший год показал, что при необходимости ритейл может не только максимально оперативно перестраивать бизнес-процессы, но является рычагом сдерживания продуктовой инфляции. Период после введения эмбарго - пример ответственного и социально ориентированного ведения бизнеса торговыми сетями», - подчеркнул Илья Якубсон.
Группа компаний «Дикси» (ММВБ: DIXY) - одна из лидирующих российских компаний в сфере розничной торговли продуктами питания и товарами повседневного спроса.
Открыв первый магазин «Дикси» в 1999 году в Москве, после периода интенсивного органического развития и приобретения в июне 2011 года Группы Компаний «Виктория», по состоянию на 30 июня 2015 года Группа управляла 2 466 магазинами, включая: 2 333 магазина «у дома» «Дикси», 97 магазинов «Виктория», 1 магазин Cash и 35 компактных гипермаркетов «Мегамарт» и «Минимарт».
География деятельности Группы распространяется на четыре федеральных округа России: Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Уральский, а также на Калининград и Калининградскую область.