Туроператоры нарастили свою долю на рынке выездного туризма по сравнению с 2019 годом. До пандемии доля туроператоров она составляла 58,8%, а в 2022 году выросла до 68,8%. Доля организованного туризма внутри страны также увеличилась с 20 до 25-30%. Об этом на выставке Mitt 2023 рассказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Как свидетельствуют данные Аналитической службы АТОР, в 2019 году на рынке выездного туризма доля поездок, организуемых через туроператоров, тогда направлениям, составляла 58,8% от общего количества поездок граждан РФ по топ-20 наиболее популярным туристическим направлениям (список их, естественно, сильно отличался от нынешнего).
«В 2022 году доля поездок россиян по топ-20 самым популярным турнаправлениям, организуемых с помощью туроператоров, выросла до 68,8% от общего количества визитов россиян в эти страны. Это особенно примечательно на фоне того, что уже в 2019 была отчетливо видна тенденция к снижению доли организованного туризма. Но этот тренд переломили ковид и геополитический кризис», – отметила Майя Ломидзе.
Г-жа Ломидзе привела цифры, которые характеризуют количество турпоездок россиян по самым популярным зарубежным направлениям в 2022 году и «туроператорский» поток.
Из них (таблица ниже) следует, что по данным аналитиков АТОР, в 2022 году россияне организовали с помощью туроператоров почти 7 млн поездок за рубеж. Отметим, что в 2019 году их количественно было больше – 12,2 млн.
Направление | 2022 год, визитов | Доля туроператоров (оценка) | Поток от туроператоров |
Турция | 5 232 611 | 80% | 4 185 000 |
ОАЭ | 1 208 518 | 50% | 604 000 |
Абхазия | 1 150 000 | 30% | 345 000 |
Египет | 947 122 | 99% | 937 000 |
Таиланд | 435 008 | 80% | 348 000 |
Мальдивы | 201 952 | 80% | 161 000 |
Израиль | 159 900 | 5% | 8 000 |
Сербия | 123 425 | 5% | 6 000 |
Доминикана | 95 936 | 99% | 95 000 |
Шри-Ланка | 91 272 | 80% | 73 000 |
Катар | 63 165 | 25% | 15 000 |
Индия | 57 821 | 75% | 43 000 |
Куба | 54 383 | 99% | 54 000 |
Сейшелы | 30 573 | 60% | 18 000 |
Иран | 31 113 | 5% | 2 000 |
Бахрейн | 33 858 | 20% | 7 000 |
Венесуэла | 13 399 | 99% | 13 000 |
Эфиопия (транзит) | 14 859 | 20% | 3 000 |
Мексика | 90 270 | 10% | 9 000 |
Индонезия | 57 000 | 20% | 11 000 |
Танзания | 8 000 | 99% | 8 000 |
Итого: | 10 100 185 |
| 6 945 000 |
Источник: Аналитическая служба АТОР
Из этих цифр, в свою очередь, следует, что если общий выездной поток в 2022 году сократился на 55,4% по сравнению с 2019 годом, то количество поездок россиян, совершаемых через туроператоров – только на 43%, то есть самостоятельный туризм пострадал от всех кризисов более серьезно. Впрочем, неудивительно: закрытие европейских направлений ударило по самостоятельному туризму больнее всего.
Туроператоры укрепили свои позиции и во внутреннем туризме.
Во внутреннем туризме туроператоры в 2022 году, согласно оценкам аналитиков АТОР, смогли нарастить свою долю на массовых курортных направлениях с 20% в 2019 году до 25%, на ряде направлений – и до 30% в 2022 году, отметила Майя Ломидзе. И это – несмотря на бурный рост количества поездок внутри страны в последние годы.
Таким образом, по ее словам, тренд на общее укрепление доверия населения к организованному туризму виден в обоих сегментах рынка – внутреннем и выездном туризме.
Редакция «Вестника АТОР»