Самый высокий средний чек тура в сентябре из массовых направлений оказался у Турции, из экзотических – у Мальдивских островов. Аналитики АТОР на основе данных «Слетать.ру» рассказали о средних тратах на туры в сентябре по топ-10 направлениям и потребительских предпочтениях российских туристов на отдыхе.
Россия и Абхазия опять отнимают туристов у Турции.
В августе 86,2% пользователи системы искали на сентябрь туры в пять ведущих стран: это Турция (52,7% всех поисков туров), Египет (12,7%), Россия (11,3%), ОАЭ (5,7%), Таиланд (3,8%). Остальные 13,8% поисковых запросов пришлись на иные страны, в том числе Кубу (1,8%), Мальдивы (1,2%), Шри-Ланку (0,8%), Китай (0,8%, почти все ищут туры только на остров Хайнань).
В сентябре, по сравнению с топом направлений на август 2023 года, доля Турции почти не изменилась. В остальной четверке произошли незначительные изменения: в топ-5 вошли ОАЭ, уменьшились доли Египта (почти на 1 п.п.) и ОАЭ (почти на 2.п. п), увеличились доля России (на 1,4 п.п.) и Таиланда (на 1 п.п.). В топ-10 впервые вошел Китай (впрочем, с незначительной долей поисков).
Реальные же продажи туров на сентябрь 2023 года распределились несколько иначе. В топ-5 вошли Турция (40,7%), Россия (24,4%), Египет (12,3%), Абхазия (7,1%) и ОАЭ (5,7%).
Таиланд занял лишь шестую строчку с 3.2% реальных продаж. Также в десятку фактических продаж туров на сентябрь вошли Куба (1,7%), Мальдивы (1.1%), Шри-Ланка (0,8%) и Тунис (0,7%).
Из сопоставления поисков и фактических бронирований виден продолжающийся «сдвиг» в сторону курортов России и Абхазии, который фиксировался все летние месяцы. При этом очевидно, что рост доли продаж российских и абхазских курортов происходит преимущественно за счет Турции (доли остальных направлений в продажах примерно совпадают с их долями в поисковых запросах).
Турция: туристы продолжают экономить на курортах и отелях.
В Турцию на сентябрь в реальных бронированиях туров преобладают более доступные по цене Аланья (29%) и Кемер (25,6%), при этом доля этих курортов в поисковых запросах заметно меньше.
С Сиде и Белеком ситуация прямо противоположная – их бронируют гораздо меньше, чем ищут, особенно Белек. Это подтверждение замеченной ранее летней тенденции – туристы ищут в Турции варианты подешевле на фоне роста цен.
В сентябре 65,4% забронированных туров в Турцию – в отели 5*, еще 24 – в отели 4*, что примерно совпадает с долями поисковых запросов. 90% туристов выбирают варианты системы «все включено». Более половины туристов (55%) едут в Турцию в сентябре вдвоем.
Средний чек турпакета в Турцию в сентябре (здесь и далее средний чек за купленный турпакет, а не на человека) – 213 тыс. рублей, средняя продолжительность отдыха – 8,8 ночей.
Россия: туристам по-прежнему не по карману пятерки с All Inclusive.
Топ направлений в России, по которым проданы в туры на сентябрь – это Краснодарский край (71,4%), Санкт-Петербург (5,6%), Калининградская область (3.3%), Кавказские минеральные воды (3%), Дагестан и Московская область (по 2,3%), на Крым приходится всего 2%. Эта картинка хорошо коррелируется с данными туроператоров по итогам лета в России.
Эта картина довольно резко контрастирует с распределением поисковых запросов, где Крым занимает 2 место с долей в 11% поисков, а у Краснодарского края 64.7%. Из этого следует, что туристы, которые ищут Крым, в основной массе переориентируются на курорты Краснодарского края и, отчасти, Дагестан (который в пятерку по поисковым запросам не вошел).
Более половины туристов, приобретавших в августе туры на сентябрь, выбрали отели 3* (54,5%), на отели 4* приходится 21,4% бронирований. Как и ранее, самая предпочитаемая система питания – завтраки (30,1% всех продаж), далее идут отели без питания (21,9%), на третьем месте – полный пансион (19,1%).
Как и летом, у реальных продаж здесь разительный контраст с поисковыми запросами туристов по России: в них преобладают отели более высокого уровня (4* – 34.8% запросов и 5* – 33,1%). В реальности туристы «снижают планку» по звездности. Этот же тренд наблюдался все лето 2023 года.
То же самое и с питанием: начинают свой поиск отдыха на наших курортах россияне по-прежнему в основном с вариаций системы «все включено» (в 35% всех поисковых запросов на туры по России), продажи туров с которыми в топ-5 вообще не вошли.
Туры в отели с завтраками ищут только 14,7% (вдвое меньше, чем реально их покупают). Очевидно, что дело в ценах – поняв, что не укладываются в бюджет с желаемой All Inclusive в России, пользователи в большинстве своем в итоге бронируют более экономные варианты.
В сентябре туристы едут по России больше всего вдвоем (более 55%). Средний чек тура по России в сентябре – 79 тыс. рублей (в основном это бронирования отелей без перелета), средняя продолжительность отдыха – 7,3 ночи.
Египет в сентябре дешевле Турции.
Продажи туров в Египет на сентябрь показывают более значимую долю Шарм-эль-Шейха (51%), на Хургаду пришлось 40,3% бронирований.
Более половины (55,6%) фактических бронирований Египта на сентябрь пришлись на туры в отели 5*, еще 40,7% – на туры в отели 4*. 90% всех туров в Египет – с системой «все включено». Все это тоже почти точно соответствует картине поисковых запросов. В сентябре в Египте большая, чем на других направлениях доля пар – почти 64%.
Средний чек на туры в Египет в сентябре – 178 тыс. рублей при средней продолжительности отдыха в 9 ночей. Как видим, Египет в сентябре обходится дешевле Турции.
Участники рынка это подтверждают: именно сентябрь – самый выгодный месяц для поездки в Египет.
В Абхазии туристы экономят на звездности отелей и не могут найти «все включено»
Туроператоры еще в августе отмечали активизацию продаж туров в Абхазию на сентябрь. В сентябре в Абхазии туристы в основном выбирают отели 3* (51,2% всех продаж туров), частные объекты без звезд (20,1%) и 1* (11%). Почти половина (45%) при этом приобретает туры с полным пансионом (трехразовым питанием), далее следуют завтраки (20,3%) и туры без питания (почти 12%).
С отельными предпочтениями в Абхазии – почти та же картина, что и в России. При подборе туристы начинают с просмотра туров по фильтрам «отели 4*» (35,6% поисковых запросов) и «отели 5*» (23,9% запросов). В реальных продажах их мало, а самые популярные в фактических бронированиях отели 3* запрашивают вдвое меньше людей, чем покупают (21%). Туристы, увидев цены на отели 4* и 5*, далее останавливаются на более дешевых вариантах.
Аналогичная картина и с питанием – в Абхазии почти 30% запросов при подборе тура приходятся на вариации редкого там «все включено», доля которого в фактических бронированиях незначима. «Полный пансион» и «завтраки» ищут вдвое меньше, чем его на самом деле берут.
В сентябре в Абхазию едут преимущественно вдвоем (70% туристов, купивших туры). Средний чек сентябрьского тура в Абхазию – 91 тыс. рублей (преимущественно это отели без перелета), средняя продолжительность отдыха – 8,4 ночи.
ОАЭ: туристы выбирают более доступные Эмираты с «все включено».
Более трети всех фактических продаж туров в ОАЭ (36.6%) на сентябрь приходятся на отели эмирата Дубай. За ним следует эмират Рас-эль-Хайма с долей 19,6%, далее идут отели эмиратов Фуджейра (13,4%) и Шарджа (12,4%).
Эта картина контрастирует с поисковыми запросами, в которых доля Дубая – 84,7%, а поиски отдыха в остальных эмиратах – 2-5%. Очевидно, многие туристы ищут более доступных цен и, что немаловажно, удобных вариантов питания в других эмиратах.
В реальных продажах туров в ОАЭ на сентябрь 2023 года почти половина (47,9%) приходится на отели 5*, еще 40% – на отели класса 4*. Это почти точно соответствует и поисковым запросам на туры в эту страну.
С питанием картина менее четкая. Чуть менее трети туристов (31%) приобрели в Эмираты туры в отели с системой «все включено». На «полупансионе» остановились 32%, завтраки выбрали 21%.
При подборе туров, однако, виден дефицит системы «все включено» в ОАЭ: ее варианты ищут в совокупности 51,2% пользователей. То есть для части туристов она оказывается недоступной по цене или в нужном эмирате (чаще всего в Дубае) нет разнообразия вариантов (зато есть в других эмиратах).
Сентябрьские эмираты – еще в основном «парное» направление – почти 64% туристов едут сюда вдвоем.
Эмираты в сентябре, как и летом, в среднем немного дешевле Турции. Средний чек тура в ОАЭ в первом месяце осени составляет 194 тыс. рублей за тур при средней продолжительности отдыха 8,1 ночи.
Другие страны в топ-10 сентября.
Туры в Таиланд в сентябре в основном покупают на Пхукет (65.2%) и в Паттайю (24,7%). Более 90% туристов покупают туры в отели с завтраками. Средний чек тура – 163 тыс. рублей при средней продолжительности 11,5 ночи.
Более 70% всех продаж туров на Кубу в сентябре приходятся на отели Варадеро. 95% туристов едут на «все включено». Средний чек кубинского отдыха – 239 тыс. рублей при средней продолжительности тура в 10,8 ночей.
В сентябре на Шри-Ланку едут в основном в Хиккадуву (более четверти бронирований), Пассекуду и Берувелу (по 12-14%), еще 8,5% у Унаватуны. Почти 40% туристов выбирают в стране «полупансион», еще четверть – отели «все включено». Средний чек пакетного тура на Шри-Ланку в сентябре – 177 тыс. рублей, средняя продолжительность тура 9,4 ночи.
Бронирования Мальдивских островов на сентябрь довольно равномерно распределяются между 4 крупными атоллами. Более половины туристов (52%) выбирают на Мальдивах отели «все включено». Средний чек тура – 402 тыс. рублей при средней продолжительности отдыха 8,7 ночей.
В турах в Тунис в сентябре наиболее популярен Хаммамет, на который приходится 43% всех продаж. 92% туристов покупают туры в отели «все включено». Средний чек тура в Тунис – 192 тыс. рублей при средней продолжительности отдыха в 9,7 ночей.
Редакция «Вестника АТОР».
Фото из открытых источников.