Вторая Гаагская конференция (Вторая конференция мира), проходившая в столице Нидерландов 2 (15) июня − 5 (18) октября 1907 г., – крупное событие в истории международных отношений и внешней политики России. Ее результаты стали значительным вкладом в развитие международного права, кодификацию законов и обычаев войны, мирное разрешение международных споров.
Как и первая Гаагская конференция (1899), Вторая конференция мира была созвана по инициативе России. После окончания русско-японской войны МИД России приступил к подготовке конференции, которая велась на протяжении почти двух лет. Была тщательно и детально разработана ее программа, которую приняли все страны-участницы. В марте 1907 г. министр иностранных дел А.П.Извольский циркулярной телеграммой предложил российским представителям за рубежом оповестить правительства ведущих государств мира о созыве конференции в первых числах июня 1907 г.
В ней приняли участие представители 44 государств. К 27 государствам, участвовавшим в первом форуме (Австро-Венгрия, Германия, Бельгия, Китай, Дания, Испания, США, Мексика, Франция, Великобритания, Греция, Италия, Япония, Люксембург, Черногория, Нидерланды, Иран, Португалия, Румыния, Россия, Сербия, Сиам, Швеция, Норвегия, Швейцария, Турция, Болгария), присоединились страны Южной и Центральной Америки (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор, Гаити, Гватемала, Доминиканская республика, Куба, Никарагуа, Панама, Сальвадор).
Председателем конференции был утвержден руководитель российской делегации (первый уполномоченный), посол в Париже А.И.Нелидов. В состав делегации также вошли в качестве второго и третьего уполномоченных выдающийся русский юрист-международник и дипломат Ф.Ф.Мартенс и посланник в Гааге Н.В.Чарыков.
В секретной инструкции А.И.Нелидову А.П.Извольский писал: «Созыв Второй конференции мира по высочайшей воле государя императора был вдохновлен тем убеждением, что русское правительство, которому принадлежал общий почин в деле пропаганды идей международного мира, не должно выпускать из своих рук дальнейшего его направления».
Ф.Ф.Мартенс подчеркивал, что цель конференции заключалась не в утопических поисках рецептов установления вечного мира, а в «устройстве международной жизни на основах права и справедливости», в наведении порядка «там, где царит произвол». По его словам, российская делегация исходила из того, что «народам необходимо идти на взаимные уступки» и действовать в «духе согласия».
Конференция приняла целый ряд документов, охватывавших широкий круг международно-правовых вопросов. Наибольшую важность представляли тринадцать конвенций, из которых восемь были посвящены войне на море (прежде морского международного права в системном виде не существовало).
Конвенция о мирном решении международных столкновений положила начало процессу нормативного наполнения принципа мирного разрешения международных споров, являющегося одним из основополагающих принципов современного международного права. Она не исключала войну из арсенала средств разрешения споров, но все же до некоторой степени ограничивала право государств на войну.
Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам закрепляла согласие ее участников «не прибегать к вооруженной силе для истребования договорных долгов».
Конвенция об открытии военных действий постановила, что военные действия «не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения». Данное положение было принято по настоянию России.
В Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны формулировались важнейшие принципы и обычаи сухопутной войны: разграничение комбатантов и некомбатантов; право населения на вооруженное сопротивление; регламентация прав военнопленных; запрет убивать сдавшихся в плен, использовать яды, оружие и вещества, «способные причинить излишние страдания» и т.д.. Военному командованию предписывалось принимать все возможные меры к охране памятников старины и культуры, а также медицинских учреждений; запрещалось отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом. Запрещалась конфискация частной собственности и грабежи, но допускалось взимание налогов, пошлин и других денежных сборов «по возможности сообразно с существующими правилами» и пр.
Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны запрещала воюющим сторонам проводить через территории этих держав свои войска. В свою очередь, нейтральные государства обязывались соблюдать равное отношение ко всем участникам конфликта. Отражение нейтральной державой, даже силой, покушений на ее нейтралитет не рассматривалось как враждебное действие.
Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий устанавливала гарантии безопасности в отношении торговых судов, застигнутых войной в портах противника.
Конвенция об обращении торговых судов в военные закрепляла требования, при выполнении которых торговое судно, обращенное в военное, могло наделяться правами и обязанностями военного судна.
Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин определяла виды морских мин и устанавливала порядок их применения (не была подписана Россией).
Норма, запрещающая бомбардировать морскими силами незащищенные порты, города, селения, жилища и отдельные строения, была закреплена в Конвенции о бомбардировке морскими силами во время войны. Запрет не распространялся на военные укрепления, учреждения, склады оружия и т.д., которые могли использоваться неприятелем для нужд армии и флота, а также на военные суда, находившиеся в порту.
Конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 года предусматривала улучшение участи раненых во время войны.
Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне (не была подписана Россией) предусматривала неприкосновенность почтовой корреспонденции на море, освобождение от захвата рыболовных судов и освобождение от плена экипажей неприятельских торговых судов.
Много разногласий вызвала Конвенция об учреждении Международной призовой палаты (не была подписана Россией). Основной проблемой было отсутствие соглашения между заинтересованными государствами относительно важнейших положений, связанных с обжалованием решений национальных призовых судов, порядком установки и снятия блокады, борьбой с контрабандой, досмотром, обыском и т.д.
Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны определяла положение военных судов воюющих держав в портах нейтральных держав. Из всех международных актов, составленных в Гааге, эта конвенция имела наиболее существенное значение для русского флота, поскольку в ходе русско-японской войны русский флот оказался «бесприютным на просторах океанов».
Вопросы ограничения вооружений и разоружения на Второй Гаагской конференции (в отличие от первой) практически не рассматривались. Прежде всего это было связано с позицией России, которая после русско-японской войны нуждалась в укреплении свих армии и флота. В ходе подготовки конференции Николай II высказался в том смысле, что на этом форуме не следует рассматривать «какие-то утопии вроде полного разоружения, что однако случилось при Первой Гаагской конференции». Разоруженческая тематика затрагивалась лишь в резолюции «относительно ограничения военного бремени», принятой по настоянию англичан и включенной в Заключительный акт конференции, а также в возобновленной Декларации о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров, принимавшейся еще на Гаагской конференции 1899 г.
В своем итоговом докладе А.И.Нелидов подчеркивал, что «все вожделения наших морских и военных властей получили на Второй Гаагской Конференции полное удовлетворение». Отмечалось: «Из всех тринадцати Конвенций и одной Декларации, составивших плод трудов Конференции… императорская делегация подписала десять конвенций, оставив неподписанными, впредь до разрешения императорского правительства, три конвенции: о постановке мин, о правах захвата в морской войне (где упоминается об освобождении от захвата неприятельской почты) и об установлении Призового суда, а также и возобновленную Декларацию о запрещении метания разрывных снарядов с воздушных шаров».
Вторая конференция мира стала знаменательным этапом в развитии международного гуманитарного права. Гаагские конвенции явились первой попыткой ограничить право на войну и сформировать систему международно-правовых средств мирного разрешения межгосударственных конфликтов. Все принятые конвенции (за исключением Конвенции об учреждении Международной призовой палаты), являются действующими международно-правовыми актами.
Гаагские конвенции в последующем способствовали принятию целого ряда других важных договорно-правовых актов, предусматривавших запрещение агрессивной войны и разрешение международных споров мирными средствами.
Советский Союз нотой правительству Нидерландов от 7 марта 1955 г. признал ратифицированные Россией Гаагские конвенции и декларации 1899 г. и 1907 г. в той мере, в какой эти конвенции и декларации не противоречили Уставу ООН, и если они не были изменены или заменены последующими международными соглашениями, участником которых являлся СССР.
Российская Федерация как правопреемница Советского Союза приняла на себя обязательство соблюдать подписанные Россией Гаагские конвенции.
Историко-документальный департамент МИД РФ.
Изображение: Википедия.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: